Памяти Павла Слободкина. Эндрю Ллойд Уэбер. Реквием.

9 ноября 2019 года в Большом Зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского состоится вечер, посвящённый памяти Народного артиста России, музыканта, композитора, продюсера, режиссёра и педагога Павла Яковлевича Слободкина.

Так случилось, что Павел Слободкин стал первым в СССР продюсером, когда, пожалуй, мало кто знал, что означает это слово. История его творческой жизни не менее интересна, чем у звезд, зажженных Мастером.

У Слободкина все удивительно, даже дата рождения. Он появился на свет в Москве в День Победы, 9 мая 1945 года, в музыкальной семье. Его отец, Яков Павлович Слободкин, был всемирно известным виолончелистом, поэтому двери их дома были открыты для музыкальной и артистической элиты. В детстве Павлу посчастливилось общаться с Ольгой Книппер-Чеховой, Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером. Он вспоминал о своих беседах «с часто заглядывавшим на огонёк дядей Сережей Прокофьевым». У них бывали Любовь Орлова и Григорий Александров, Станислав Нейгауз, Леонид Коган и другие «великие старики» и музыкальные небожители, приходившие по делам творческим, по-дружески или просто по-соседски.

Эта грандиозная среда сформировала Павла Слободкина, как музыканта и как личность, заложив основу фундаментального классического образования и отношения к музыке как к храму, служение в котором требует не только отдачи всего себя и своего таланта, но являет собой высокую цель и предназначение – этой позиции он придерживался всю свою жизнь.

Неудивительно, что в такой обстановке Павел начал учиться музыке с трех лет. Первая слава к нему пришла к 11 годам вместе со званием победителя Всесоюзного конкурса юных музыкантов и выступает с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением К. Кондрашина. 

Затем последовало неожиданное приглашение выступать в составе Симфонического оркестра Московской филармонии.

С начала 60-х годов Павел Слободкин – дирижер и художественный руководитель знаменитого оркестра во главе с Марком Бернесом. Невероятно, но тогда Павлу еще не было и 20 лет.

В 1966 году, резко сменив курс, он основал музыкальный ансамбль «Becёлыe peбятa», который стал целой эпохой в советской эстраде, это был первый в СССР вокально-инструментальный ансамбль, моментально завоевавший популярность и престижные награды, стал примером для подражания и образцом для многих музыкальных коллективов.

Их первая пластинка с песнями «Beatles» в собственном переводе и композициями ливерпульцев на английском языке раскупалась миллионами экземпляров.

Вообще, у «Веселых ребят» и «Beatles» были родственные «идейные» музыкальные корни и вполне сопоставимая популярность.

Ансамбль стал глотком молодого свежего терпкого воздуха, а заодно и мастерской по огранке талантов.

Своим взлетом Слободкину обязана солистка «Веселых ребят» Алла Пугачёва - не все знают, что сделавшая её знаменитой на весь мир песня «Арлекино», впервые прозвучала в аранжировке Павла Слободкина. Позднее он рассказывал, что песня рождалась тяжело, пришлось дописывать припев, переставлять абзацы текста, придумывать марш в начале. Всё было сделано за ночь перед поездкой на фестиваль в Софию). И еще очень многие, взошедшие на музыкальный Олимп исполнители, - среди которых Александр Градский, Александр Буйнов, Вячеслав Малежик, Александр Барыкин и др. - выведены на звездную орбиту Павлом Слободкиным.

Люди старшего поколения помнят, что песни «Весёлых ребят» знали и пели буквально все, а вот вживую их видели только избранные, которым удавалось попасть на концерты.

На ТВ ансамбль допустили только в 1985 году, когда был показан фильм «Бродячие артисты», снятый в Болгарии режиссером… Павлом Слободкиным.

Коллектив постоянно обновлялся, давая путевку в жизнь все новым талантам. Павел Яковлевич шутил, что у него уж точно не «фабрика звезд», так как каждый созданный им артист уникален. Он обладал не только талантом композитора, организатора, но и имел потрясающую интуицию, которая позволяла ему выбирать лучших из лучших, находить будущих звезд, песни, которые становились хитами.

С 1981 пo 1996 гг. Пaвeл Cлoбoдкин преподавал в ГИTИCe, гдe с присущим размахом воплотился его педагогический дар. Им были основаны два блистательных курса: «Музыкальные жанры эстрады» и «Основы звукopeжиccуpы и звукозаписи».

В 1988 году П.Я. Слободкин получил звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1993 стал Народным артистом России.

Вторую половину жизни П.Я. Слободкин посвятил классической музыке.

Его заветной мечтой было создание музыкального просветительского центра, который решал бы несколько важнейших задач: помогал осваивать мир классической музыки; являлся местом поиска, творческой лабораторией и стартовой площадкой для молодых талантов; и имел бы самые совершенные возможности для звукозаписи.

По замыслу Павла Яковлевича Центр должен был ликвидировать разрыв между элитарной подачей классической музыки и нуждами широкой аудитории. Он хотел приблизить музыку к людям, но сделать это, основываясь на самых высоких классических традициях и образцах, и при этом современно.

П.Я. Слободкин считал, что в профессии музыканта заложена огромная сила и ответственность, и что Центр должен стать таким местом, где каждый человек, независимо от своего положения, захотел и смог бы развивать свой духовный мир.

Открытие в Москве на Арбате нового филармонического зала позволило проводить масштабные концертные мероприятия, конкурсы и фестивали искусств, расширив площадку культурных мероприятий столицы. Концертный зал через короткий период времени получил высокие оценки зарубежных исполнителей и начал сотрудничать с известными филармоническими, вокальными и инструментальными коллективами.

В 2003 году был создан Московский камерный оркестр Центра – любимое детище П.Я. Слободкина.

Здесь реализовались, казалось бы, самые несбыточные мечты: собственный оркестр, одна из лучших звукозаписывающих студий и великолепный камерный концертный зал с безупречной акустикой, в котором выступали и продолжают выступать звезды мировой величины: Родион Щедрин, Геннадий Рождественский, Виктория Постникова, Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Владимир Ашкенази, Владимир Минин, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Давид Герингас, Дмитрий Хворостовский, Хибла Герзмава, Максим Пастер, Майкл Спирес, Николай Петров, Михаил Петухов, Александр Гиндин, Ирина Шнитке, Михаил Воскресенский, Александр Рудин, Пётр Лаул, Виктор Пикайзен, Олег Крыса, Айнар Гайнуллин, Эдуард Грач, Алла Демидова, Сергей Юрский, Александр Филиппенко, Александр Митта, Николай Петров, Антонина Кузнецова, Жанна Дозорцева, Виктор Никитин, Валентин Гафт, Даниил Крамер, Владимир Васильев, Анатолий Кролл, Игорь Бриль, Марсель Соляль, и многие другие.

Павел Яковлевич успевал все, ураганная энергия, призвание к служению музыке и открытию талантов получили в этот период новое воплощение.

Он взял на себя художественное руководство, работал с оркестром, в который пришли лучшие молодые музыканты России, продюсировал совсем юных исполнителей, которые учились и выстраивали под его началом творческую судьбу, записывал и издавал уникальные диски и пластинки: Юрий Башмет (его запись, сделанная здесь, получила «Грэмми»), Владимир Ашкенази, Николай Петров, Владимир Минин, Николай Луганский, Виктор Пикайзен, Роберт Рождественский, Родион Щедрин, Герберт Гаранян, Игорь Бриль, Игорь Бутман, Даниил Крамер… и, конечно же, не оставлял своих «Весёлых ребят».

В 2003 году, за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства Фирмой «Мелодия» Павел Слободкин был награжден «Золотым диском».

В декабре 2006 года Павел Яковлевич и его легендарный ансамбль «Веселые ребята» стал единственным обладателем в России «Платинового диска №1» за абсолютный рекорд по проданным пластинкам в нашей стране   - 179. 850.000 экземпляров.

Дата рождения во многом определила характер и судьбу Павла Слободкина – он был победителем - в жизни, в творчестве, брался за самые невероятные и масштабные проекты, добивался ошеломляющих результатов, будучи при этом бескомпромиссным перфекционистом.

Его деятельность всегда была значительной и заметной, внутренне честной и независимой.

При невероятных поворотах судьбы, проблемах и драмах, свойственных этому времени и личностям такого масштаба, Павел Слободкин стал выдающимся деятелем культуры, признанным музыкальным сообществом, удостоенным многих наград и оставившим огромное творческое наследие, которое еще будут изучать.

Наверное, не хватит слов, чтобы выразить, какой клад в развитие музыкального искусства внес Павел Яковлевич Слободкин. Его деятельность, энергия, творческий взгляд и бодрость не оставляли равнодушным никого, кто с ним сотрудничал. Это позволило выйти в свет новым исполнителям, оставить весомый след в искусстве и получить безмерную благодарность музыкальных поклонников.

Сегодня Центр, носящий его имя, является одной из лучших концертных и просветительских площадок города, сохраняя «дух и букву» философии П.Я. Слободкина.

В программе вечера, посвящённого его памяти, который состоится 9 ноября 2019 год в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, прозвучит «Реквием» Эндрю Ллойда Уэббера. Это редко исполняемое произведение культового английского композитора (более известного как автора великих мюзиклов: Иисус Христос Суперзвезда, Эвита, Призрак Оперы, Кошки и др.) выбрано не случайно.                       Творчество Эндрю Ллойд Уэббера – блестящий пример сочетания классики и рок-музыки - было очень близко Павлу Слободкину, который всегда искал возможности синтеза различных направлений.

 

Исполнители:

Московский государственный академический симфонический оркестр п/у Павла Когана

Дирижер Эрнст Ван Тил (Нидерланды)

Солисты - Гульнора Гатина (сопрано), Сергей Осовин (тенор), Учащийся Академии хорового искусства им. В.С. Попова (дискант).

Сводный хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова, художественный руководитель и главный дирижер – лауреат международных конкурсов Алексей Петров.